Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Основной целью исследования PISA является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Обладают ли учащиеся знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Для сравнения приведем сравнительную таблицу итогов по России, начиная с 2000 года:
ГОД Место России
----------------------------------------------------------
2009 41-43
2006 37-40
2003 32-34
2000 27-29
1. Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся
– Республики Корея 539 баллов
-- Финляндии 536 баллов
-- Шанхая 556 баллов
-- Гонконг (Китай) 533 балла
-- Сингапур 526 баллов
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России,
== готовых выделять из текстов нужную информацию, составляет 73% (в среднем – 81%)
== из них готовых к самостоятельному обучению 14% (28% в среднем)
== не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях 27%, что на 8% больше, чем в среднем по странам. За девять лет процент таких российских учащихся не изменнился.
3. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в среднем в прочих странах – 513), а юношей – 437 (в среднем – 474).
4. Анализ тенденций за девять лет, показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся:
с 2000 по 2003 годы снижение (462 --> 442),
с 2003 по 2006 годы сохранение результатов (440)
с 2006 по 2009 годы повышение результатов (440 --> 462).
За эти годы на 18 баллов возрасло «умение находить и извлекать информацию из текстов».
На 14 баллов понизилось «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Известны и следующие факты:
== Российские четвероклассники обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
== К 9-10 классу читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Более подробную информацию о результатах международной программы PISA-2009 можно получить на странице публикаций сайта http://www.centeroko.ru
|