В связи с намечающейся реформой школьного образования подготовлено письмо президенту и правительству.
На 1 февряля 15 000 человек уже подписали это письмо.
Вы можете присоединиться к нему
здесь
О Т К Р Ы Т О Е П И С Ь М О
Господин Президент! Господин
премьер-министр! Господин спикер! Господин министр! Обратиться с
открытым письмом к вам нас побудило приближающееся принятие Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы. В
этом документе очерчиваются общие контуры грандиозного образовательного
здания, которое предполагается построить в нашей стране, а также
прорисовываются отдельные частные его детали. Бес сидит в мелочах –
именно о них мы и хотим сказать.
В стандарте, который должен быть
рамочным регулирующим документом, не так много цифр. Именно поэтому
каждая цифра притягивает взор.
4 (четыре) – именно столько
обязательных предметов предполагается изучать старшекласснику (Россия в мире, ОБЖ, физкультура, индивидуальный проект).
6 (шесть) – именно столько
образовательных областей
объединило в себе все остальные привычные для школы предметы, разом
получившие статус необязательных (по выбору). Среди них: русский язык,
литература, математика, алгебра, геометрия, информатика, история,
физика, химия, биология, география.
1 (один)
– именно столько предметов из каждой образовательной области может
выбрать ученик (впрочем, из одной любой области можно выбрать
2 (два)).
Это означает, что выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и
алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике) или и физику, и
химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Наше крайнее недоумение вызывает факт такой перестройки учебного плана.
Ни с какой точки зрения государству, заботящемуся о своем будущем, не
выгодно:
-- объявлять предметом по выбору государственный
язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
-- объявлять предметом по выбору
математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
-- объявлять предметом по выбору
историю,
без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире,
осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать
стратегию жизненного поведения.
И, наконец, для такой страны, как Россия, является не просто невыгодным, но и противоестественным
отказ от обязательного изучения старшими подростками русской литературы, которая по сути и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой безопасности жизнедеятельности.
Напомним: в старших классах читают Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Тургенева, Островского, Гончарова, Лескова, Достоевского, Толстого,
Чехова, Блока, Ахматову, Булгакова, Шолохова, Платонова, Солженицына...
Без изучения этой литературы (и именно в том возрасте, в котором
находятся старшеклассники) невозможно формировать ту личность, о которой
так гладко и красиво повествует стандарт. Откройте любую из целей
образования в стандарте – и вы увидите, что ее нельзя достичь, если не
читать книг, не думать над опытом жизни людей, отраженным в литературе.
Без глубокого литературного и шире – эстетического – образования не
добиться ни умягчения нравов, толерантности, ни осознанного отношения к
своей стране (патриотизма), ни даже роста конкурентоспособности
государства в целом.
Мы считаем, что вы, как руководители страны, которые обязаны просчитывать риски от принимаемых решений, должны
наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору ее главных дисциплин. Мы считаем, что необходимо
созвать представительное совещание
педагогических работников страны всех уровней, родительского сообщества
и учеников для обсуждения вопроса о будущем образования. Будущее
образования – это будущее каждого из нас, наших детей и внуков и России в
целом.